Booking.com

Мы сохраняем классический подход к процессу обучения

26 Марта 2012 года
Поводом для нашего разговора стал случайный визит в школу. Он показал, что многолетняя проблема отопления в новом современном здании, наконец решена. В классах и даже в холле стало непривычно комфортно. Даже в затянувшиеся морозы. Валентина Михайловна Лупова, директор Дивеевской средней школы, рассказала нам, как живёт современная сельская средняя школа и как решает возникшие перед ней проблемы, в том числе и в части отопления. 
 
 - Валентина Михайловна, как вам удалось наладить, наконец, отопление в здании школы? 
- С самого начала работы в качестве директора в Дивеевской средней школе качество отопления здания было особенно проблематичным. Было непонятно, почему в зимний период температура была не просто некомфортной для организации учебного процесса. В морозы приходилось даже уроки физкультуры в зале проводить в верхней одежде. Казалось бы, новое современное здание, построено по проекту. И котельная находится рядом со школой. И поэтому перед инженерной службой была поставлена задача выяснить причины, и найти способ создания нормального температурного режима. Для того, чтобы создать благоприятный тепловой режим, нам понадобилось 3 года. Сначала в течение зимы мы попытались перераспределить тепло, устанавливали задвижки. Мы всегда удивлялись, почему в коридорах мало приборов отопления. Пришлось поднимать всю проектную документацию. Инженерную службу возглавляет Николай Александрович Цыпленков. Изучив документацию, выполнив расчёты, он сделал вывод о том, что в здание недополучает около трети необходимого тепла. Оказалось, что здание оборудовано дополнительным контуром отопления подогретым воздухом, который не был подключён. Летом нам районная администрация выделила деньги на восстановление этого дополнительного контура отопления. И деньги надо сказать немалые. Вообще, надо отдать должное нашей администрации, они постоянно интересуются температурным режимом в школе. Раньше родители часто жаловались, что детям холодно, даже приезжали из Роспотребнадзора из Арзамаса, замеряли температуру и вывод делали неутешительный. Сейчас в школе стало намного теплее, до морозов вообще не было каких-либо замечаний ни от учащихся, ни от родителей.Конечно, если бы это вентиляционная система была запущена сразу, проблем не было вообще. Посмотрели проект, и оказалось, что в вентиляционной системе должны ещё стоять дополнительные нагреватели. И на следующее лето наша задача – завершить ремонт системы отопления и обеспечить комфортный температурный режим при любых морозах и ветрах. 
 - Если у вас теплее, значит и тепла расходуется больше, значит и денег больше? А у вас их хватит?
 - Мы оплачиваем за отапливаемую площадь, поэтому нет увеличения затрат на услуги котельной. Но для работы вентиляционной системы потребовались расходы на дополнительное электричество. Но мы укладываемся в нормы, которые были заложены в проекте. 
 - А шум от вентиляторов?
 - В классах поток воздуха не ощущается. Действие вентиляционной системы направлено в основном в коридоры и актовый зал. Там бывает шумно, и ветер ощущается сильный. Когда мы там проводим мероприятия, просто отключаем.
 - Есть мнение, что когда педагог становится директором, он перестаёт быть учителем?
 - Я считаю, что всё зависит от самого человека. Полагается, что директор должен заниматься педагогической деятельностью. Я веду свой предмет. Люблю свою математику. Но могу себе позволить только час в день. Не более. Иначе это будет в ущерб выполнению административных обязанностей
 - Вы раньше работали в сельской школе. Теперь – Дивеево. Тоже село, но всё-таки районный центр. Разница есть? 
 - Есть. Работы в сельской школе не меньше. Но только в большой школе вид деятельности у руководителя несколько другой. Направление больше организационное. А в маленькой школе больше содержательной работы: директора разрабатывают положения, готовят документы, больше работают с программами. У меня сейчас больше времени уходит на распорядительскую работу. Здесь очень большой поток информации, и её нужно четко распределить. Приём посетителей, работа с организациями, оформление учеников. Хорошо, если в маленькой школе родитель придёт раз в месяц. А здесь у меня их не по одному в день. Но с другой стороны у меня есть коллектив заместителей. - Это с точки зрения директора. А с точки зрения ученика? Где ему лучше учиться, в маленькой или в большой школе? - Единственный аргумент в пользу маленьких школ, дети получают больше внимания. По-моему опыту, мнению, школы должны быть большими. В классе, где обучаются, к примеру, 20 детей, ученику гораздо интереснее, чем там, где 4-5 человек. Он может сравнить свой уровень с одноклассниками, ученику есть за кем подтянуться. Учителю в таком классе тоже не интересно. Может быть сложнее работать в большой школе, но интереснее.
 - А сколько должно быть учеников в классе? 
 - На мой взгляд, нормально, когда в классе 15 учеников. Двадцать уже много, особенно первоклассников. 
 - Наверно есть какая-то норма? Сейчас ведь все работают по стандартам?
 - Да. В сельской местности норматив численности класса 25 учеников. В этом году мы открыли 4 класса. 
 - Но 25 человек – это же много. Даже в институте на практических занятиях мы занимались подгруппами …
 - Если есть 20 человек, класс уже делится на подгруппы на некоторых предметах: физкультура, иностранный язык, ОБЖ и технология. 
 - Наряду с общеобразовательной в Дивееве функционирует и православная школа. Как вы к этому относитесь и как с ней сосуществуете?
 - Два года назад, когда у православной школы не было лицензии на образовательную деятельность, они заключали с нами договор на сдачу экзаменов выпускниками этой школы. Мы как бы перекликались. В настоящее время у нас как такового контакта нет. 
 - Ну, а олимпиады, конкурсы по предметам, в которых участвуют другие школы района они принимают участие? 
 - Могут участвовать. Но практически нет. Но если устраиваем мероприятия по православной культуре, они там основные участники. И мы естественно участвуем. Сейчас у нас действует договор Министерства образования с Епархией по направлению православного образования учащихся. Мы тоже включены в этот процесс.
 - А вы не сталкивались с тем, как православная школа готовит детей с точки зрения общего образования? 
 - К нам они приходят в 10-й и 11 класс. И у меня не было повода усомниться в качестве преподавания общеобразовательных предметов в православной школе. Если ученики к нам приходят с пятёркой, то в основном это подтверждается. 
 - Если дети проучились в православной школе 9 лет, и приходят в вам, они вписываются в ученический коллектив?
 - Вполне. У нас много детей из глубоко верующих семей. Для Дивеева это вполне привычно. И для учеников и для учителей. Кроме того, есть и ещё одна наша особенность. Учебный год мы начинали в составе 711 учеников, в течение года «выросли» на 23 человека, сейчас их уже 734. Кое-кто пришли из православной школы, но в основном приезжие. Приезжают из самых дальних мест страны. И из сёл, и из больших городов. Поэтому общепринятого понятия «новенький» у нас в школе как такового почти не ощущается. Для нас и для учеников это норма, обычное явление. У нас многонациональная школа и все как-то уживаются.
 - Вы говорите о том, что много новеньких приезжают. Родители учеников из городов не предъявляют к вам претензии? 
 - Вы знаете, в большей степени наверно мы можем предъявлять. Иногда приезжают из больших городов с некоторым высокомерием. Но на деле оказывается, что наши коренные ученики показывают гораздо лучшие знания по предметам. Когда я принимаю этих детей, я всегда им предлагаю, чтобы они, посмотрев, как идёт обучение в нашей школе, рассказали мне, чего хорошего было в их школе, может быть мы что-то смогли бы перенять. Иногда звучит и такая фраза: - «Подумаешь, какая-то деревушка, а требования завышенные». В педагогических кругах иногда поговаривают чуть ли не о свободном посещении. И родителей удивляет, когда мы спрашиваем у них, почему ребёнок пропустил урок. Но я горда тем, что мы сохраняем классический подход к процессу обучения. У нас если это урок, он должен проводиться по всем правилам. 
  - А ваше видение перспектив внеклассной работы.
 - Недавно нас проверял отдел образования по внеклассной работе. Отзывы у инспекторов проверяющих очень хорошие. Что касается углублённых занятий по предметам, которые практиковались раньше, это уже не приветствуется. Среди спортивных кружков у нас очень хорошо продвигается бокс. Достижения наших спортсменов вышли уже на федеральный уровень. Дети с удовольствием участвуют в работе патриотического клуба, который организовал отец Павел Павликов. Работают кружки декоративно-прикладного творчества. В этом году мы взяли педагога дополнительного образования по направлению живописи. Плохо, что зарплата в кружках грошовая. Если учитель проработал долго и аттестован на высшую категорию, он получает хорошую зарплату. А если он же ведёт кружок, то там ставка минимальная. Сейчас всё делаем, чтобы открыть в школе пилотную площадку по робототехнике. У нас есть всё для этого: подготовленный педагог, способные, талантливые ребята, рядом «Технопарк» в Сатисе, из САРФИ города Сарова приезжают преподаватели для дополнительных занятий с 10 и 11 классами по физике и математике. Здесь всё решают кадры. 
- Деньги на это есть? 
- Денег на это не дают. И нам приходится вести расходы как продолжение образовательного процесса.
- В связи с морозами у вас были в этом году неучебные дни? 
- Нет. Мы проводим урок даже если приходят 2-3 ученика в класс.
- Морозы всё равно закончатся. Наступит лето. Как школа занимается с детьми в каникулы? Я имею в виду организацию познавательного отдыха.
 - У школы нет на это средств. Раньше дети много ездили организованными группами. Но расходы оплачивали предприятия. В сельской местности поездки организовывали за счёт средств колхозов. Сейчас другая ситуация: многие дети уже побывали и в городах, и на морях с родителями и поэтому в необходимость в организованных познавательных поездках отпадает. Денег на поездки никакой колхоз уже не даст. Только родители. Но путёвки сейчас очень дорогие, и собрать такую группу очень сложно. И опасно. Времена изменились, намного усложнились требования к организации поездок. Поэтому мы организуем только однодневные поездки. Транспорт у нас есть. И в пределах Нижегородской области мы можем показать детям и города, и музеи и достопримечательности, театр, планетарий. 
- Значит, школа пока сохраняет традиции … 
- … и совершенствует учебную и воспитательную работу. Я считаю, что пока в нашем обществе только школа всегда была и остаётся истоком формирования всего нашего будущего.

 Беседу вёл Анатолий Чернягин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Погода

Опрос

Какую гостиницу в Дивееве Вы рекомендуете?
 

Copyright © Информационный справочный портал Дивеево-online 2012 г.
создано при помощи joomla и на благо человека
© Студия информационных разработок КоРаНаГо_Св г. Арзамас 2012 г.