Booking.com

Дивеевская Канавка ждет энтузиастов

18 Октября 2012 года

Восстановление храмов и монастырей требует не только духов­ных и нравственных сил верующих людей, материальных затрат, но и применения интеллектуального, научного потенциала, усилий специалистов в разных областях. О том, как воссоздан уникальный объект— Святая Богородичная Канавка в Серафимо-Дивеевском монастыре, мы побеседовали с доктором геолого-минералогических наук Сергеем Чернышевым, профессором Московского государственного строи­тельного и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университетов.

—Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, как все началось?

—В 1997 году настоятельница Дивеевской обители игумения Сергия благословила меня показать насельницам монастыря, где изначально проходила Канавка. Меня спросили: «Где ее копать, с какой стороны от тропинки, по которой в период поругания монастыря ходили верующие люди,— слева или справа?» И я ответил: «Копать надо поперек!» У участников разговора был шок— пригласили специалиста, а он не знает направления Канавки, которое все знают, по которому все ходят! Долго молчали. Потом я пояснил: «Нужно сделать поперечный разрез, чтобы увидеть в нем, где конкретно проходила Канавка. Потому что в этом месте есть природные и насыпные грунты разных возрастов, по их границе в разрезе можно увидеть под землей выемку рва Канавки». И мы начали копать поперек. В первом же шурфе на фоне однородных покровных суглинков природного происхождения увидели врезку, заполненную насыпным грунтом с включением кирпича и другого строительного мусора. Глубина врезки и ширина по верху точно соответствовали размерам рва Канавки, которые задал преподобный Серафим.

Нужно заметить, что в разное время существовали две немного разные Канавки. Первая, которую копали еще при преподобном Серафиме Саровском до 1832 года, к 1840–50-м годам была закопана, после чего по ней, как написано в Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, ездили на телегах. А когда в 1861 году был официально образован Дивеевский монастырь и его первой игуменией стала матушка Мария (Ушакова), она принялась восстанавливать Канавку. Это была вторая Канавка. И когда мы производили раско­пы, то видели обе Канавки. Вторая была местами смещена по отношению к первой. Глубина и ширина у них также несколько различались. Обе Канавки имели глубину в 1,5–2 раза меньше заданной. И мы у матушки Сергии спросили: «Матушка, так какую Канавку вы хотите восстановить? Какой проект нам делать?» «Надо сделать так, как благословил преподобный Серафим»,— сказала матушка.

Это твердое заявление игумений Сергии было сделано в сентябре 1997 года. И с этого началось проектирование той Канавки, которая сейчас существует в Дивеевском монастыре. Ее параметры: 2,13 метра глубина, 2,13 метра ширина и 2,13 метра высота вала, а всего 4,26 метра перепад между верхом и низом. При преподобном Серафиме, хотя он и благословил такие, размеры, их соблюсти не удалось: обваливалась земля с крутых откосов рва. Именно эти инженерно-геологические проблемы, которые и в наше время являются предметом рассмотрения для специалистов, стояли перед первыми насельницами Дивеевской Мельничной обители очень остро. Они выкопают на глубину 2,13 метров, то есть на одну сажень, а дождь пройдет, и земля смывается или оползает в ров. И они опять работают на пройденном месте. В результате, выкопав длину около 100 метров, сестры не могли продвинуться вперед, а только ремонтировали уже выкопанную часть. Это было видно по тем раскопкам, которые мы сделали в 1997–2003 годах. Тогда батюшка Серафим им сказал: «Копайте, как можете, потом дороют», и это «потом» наступило в наше время. Именно так и сказала матушка Сергия в 1997 году: «„Потом» наступило теперь. Мы должны сделать так, как благословил преподобный Серафим».

— Вам наверняка пришлось столкнуться с проблемами при раскопе?

—Конечно. Представьте, что там на глубине полтора-два метра находятся газовые и водонесущие коммуникации, электрические и телефонные кабели, и все это пересекало трассу Канавки. Чтобы ее копать, нужно было согласовывать фронт работ со всеми коммунальными организациями. Так что копали Канавку отдельными отрезками, между которыми оставались запретные участки. Последний из этих участков, где находится теплотрасса, докапывали уже в 2008 году. И в настоящее время трубы теплотрассы в двух местах еще пересекают Канавку. Пока эти «мосты» пересекают ров, строительство Канавки нельзя считать завершенным. Так что проблем технических было много, так же как и духовных, которые порой гораздо сложнее и не всегда видны непосвященному чело­веку. Их решало священноначалие.

— В чем проявлялись эти духовные проблемы?

—Вокруг нас шли споры о канонической возможности применять современные строительные материалы как ненатуральные, рубить деревья по трассе вала, использовать тот или иной привозной грунт в насыпи вала. Остро отвергалась всякая механизация, и потому землю из рва поднимали вручную ведрами, и все делали вручную. Духовные проблемы были и в работе с власть предержащими. В большинстве они нам способствовали, но не­которые препятствовали. Побеждать на бюрократических путях нам помогала мо­литва монастыря. Среди тех, кто нам очень помогал, были сотрудники администрации Дивеевского района, главный архитектор района был тайным помощником, директор местной общеобразовательной школы и директор школы-интерната. Их помощь касалась согласования различных доку­ментов, получения разрешений на те или иные виды работ, что тогда было непросто. Но у меня имелась личная государственная лицензия на ведение земляных работ, проекты отдельных отрезков и сооружения в целом представлялись под гербовой печатью МГСУ, так что документация была оформлена на высшем уровне, и легитим­ного повода отказать нам у администрации района не было.

— Каково устройство Канавки сегодня?

— Сегодня Святая Богородичная Канавка представляет собой уникальное сооруже­ние. Она сделана с применением мате­риалов XX-XXI века, при ее воссоздании использована сталь, бетонные плиточки, енкамат— геосинтетический материал голландского производства, который мы купили в 2003 году, и на тот момент это была уникальная технология. Но нужно сказать, что не все поддержали нас в выборе материалов. Многие интересовались, зачем мы их использовали здесь, — оставили бы естественное земляное покрытие, ходили бы по земле босыми ногами, ведь и сейчас еще некоторые разуваются и идут по Канавке босиком. Но наш выбор был глубоко продуман. Ведь сегодня по Канавке летом проходит от тысячи до десяти тысяч человек каждый день. Я делал статистику в 2009-м и нынешнем году, и вижу, что поток этот сильно увеличивается. Люди идут в любую погоду, и представляете, как они шли бы по скользкой глине на высоте более 4 метров над рвом? На такой высоте идти даже здоровому взрослому человеку опасно, тем более ребенку или больному. И вообще по скользкой глине, если не сделать покрытие, идти нельзя, потому что она будет расползаться и разъезжаться под давлением массы людей, и в результате само сооружение будет растоптано. Поэтому обязательно нужно было сделать какое-то покрытие и ограду, и владыка Георгий благословил нас их сделать. Они были спроектированы МГСУ. В защиту этих решений я могу сказать: Дух Святой дышит идеже хощет. И в XXI столетии мы имеем множество примеров того, как мироточат иконы, написанные синтетическими красками, ксерокопии и фотографии. Это же можно сказать и про Канавку, которая сделана из современных материалов при помощи современных технологий, и именно благодаря этому она держится в нормальном состоянии на протяжении почти десяти лет. Это не препятствует совершению чудес на Канавке с людьми верующими и привыкшими к молитве, так же как с людьми верующими, но не знающими молитв,— как говорят, не воцерковленными.

—Какие проблемы вам кажутся наиболее важными?

Сегодня главная проблема Канавки— озеленение. Потому что трава на ней, к сожалению, местами растет плохо. Это объяснимо, ведь нигде в России таких крутых откосов не было. Может быть, они появляются в последнее время в связи с наличием геосинтетических материалов, которые мы применили и на Канавке, но технология выращивания газонов на таких крутых откосах как следует не разработана, научно не обоснована. Поэтому митрополит Георгий благословил нас сделать научную проработку этого вопроса. С этой целью год назад мы пригласили в Дивеевский монастырь Наталью Георгиевну Тазину, доцента кафедры луговодства Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева, чтобы она руководила исследованием озеленения. Мы посеяли на Канавке 20 вариантов газонов, которые различаются составом травосмесей, крутизной откоса, мощностью плодородного слоя, для того чтобы выбрать те варианты, которые можно будет применить на затененых и на палимых солнцем откосах. Экспериментальные газоны мы посеяли на крутом склоне. Его летом палит солнце, выжигая все живое, а зимой там все вымерзает, так как нет снега. Также мы посеяли травы на противоположном склоне, на который солнце никогда не падает. Это крутой, в 65 градусов откос, там темно, сыро, растет мох, грибы, и удивительно, что в этих условиях по рецепту МСХА нам удалось вырастить травы. Несмотря ни на что, сегодня наши газоны зеленые. Да, бывает лучше, но у нас под липами выросла трава! А ведь обычно под липой никакой травы нет— те, кто ходит в лес за грибами, отлично это знают. Для этого специально из Германии мы выписали семена мятлика лесного, который и посеяли под деревьями. А на открытых местах посеяли мятлик луговой. Как известно, мятлик— это трава, которая растет в лесу в самых темных местах, и у нас она выросла. И еще вырос пырей.


—То есть сорняк?

—Да. Кому приходилось полоть траву на огороде, тот знает, как трудно выдергивать пырей. Это злостный сорняк, имеющий очень длинный корень, который долго тя­нется из земли. Нам нужно связать почву на откосе, потому такие уникальные корни для нас не минус, а плюс. Кстати, много лет назад я хотел посеять пырей на Канавке, но мне тогда сказали: «Вы еще крапиву там посадите! Вы что, хотите сажать сорняк на Канавке?» Пырей— это почти ругательное слово для тех, кто занимается землей. Однако муж Натальи Георгиевны Серафим Иванович Тазин, тоже агроном, однажды приехал в Дивеево и сказал: «Да вы пырей посейте на Канавке!» Наши мнения— геолога и агронома— совпали. Так что мы посеяли прошедшей весной пырей, и он хорошо растет! У него корни залегают на глубине 20 сантиметров, и они как веревки, которые связывают откос. Нам интересно проанализировать, как этот пырей будет себя вести в следующем году. Хотя у него есть и недостатки. Но мы экспериментируем с разными травами, чтобы создать устойчивый газон на Канавке. И в связи с этим есть еще один повод для удивления! Проведя анализ по 29 пробам качества почвы на поверхности Канавки, мы получили исключительно хорошие результаты: оказалось, что почва там есть, хотя мы ее туда не клали. Это настоящее открытие, это просто чудо! Агрономы говорят, чтобы вырастить почву, надо 100 лет! А у нас прошло всего девять лет, и содержание гумуса в земле уже 2,5–3,5 процента. Это как чернозем, в котором в Дивееве содержание гумуса 3,2 процента. У почвы с откосов также прекрасный показатель кислотности— 6,5–6,8 процента, в то время как у чернозема хуже— 5,9. То есть на Канавке за 9 лет сформировался хороший плодородный слой, чего по науке вообще-то быть не должно.

—Сергей Николаевич, как вы находите энтузиастов для ухода за Канавкой?

—С этим связана еще одна проблема. На мой взгляд, главное, чего не хватает сегодня Канавке,— это уход. Насельницы монастыря заняты многими духовными и физическими трудами, рук везде не хватает, трудники также не в состоянии выполнить большой объем работ по уходу за газонами. Организуя экспериментальный посев, мы собирали добровольцев среди друзей и знакомых. Поэтому, пользуясь случаем, я хочу призвать неравнодушных людей приезжать в Дивеево и помогать ухаживать за травой на Святой Канавке. Ее надо поливать, пропалывать, потому что сорняки растут быстро, ее также надо подсевать, косить. Но только агроном только специалист может сказать, что надо делать. Без специалиста, который будет жить в Дивееве и работать на этом объекте, полтора гек­тара разнообразных газонов с кустарника­ми и деревьями, а именно такова площадь покрытия Канавки (длина 777 метров и ширина сооружения 10 метров), не смо­гут содержаться в нужном состоянии. Для того чтобы это все вручную делать, нужны опытные и знающие люди. Потому что на крутых откосах Канавки с косой не пройдешь, а те машинки, которые косят траву, применить здесь сложно. На высоком откосе надо ставить лестницу и косить с нее. К тому же там посажены кусты крыжовника, и получается, что это очень непростая и настоящая ручная работа. Поэтому мы хотим создать общество друзей Святой Богородичной Канавки, людей, которые знали бы и подменяли бы друг друга в нужные моменты, договариваясь об удобном для каждого времени работы. В личном, дружеском общении эти люди могли бы составить большую бригаду, ведь не каждый может постоянно жить в монастыре, имея работу и семью. А приехать туда на несколько дней и поработать было бы вполне по силам.

Светлана Высоцкая, nne.ru


Комментарии   

 
+3 #1 Ксения Васильевна 21.04.2013 13:06
В течении года намерена переехать в Дивеево,если все получиться,буду рада помогать ухаживать за Святой Богородичной Канавкой
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Погода

Опрос

Какую гостиницу в Дивееве Вы рекомендуете?
 

Copyright © Информационный справочный портал Дивеево-online 2012 г.
создано при помощи joomla и на благо человека
© Студия информационных разработок КоРаНаГо_Св г. Арзамас 2012 г.