Комплекс Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

12 Апреля 2012 года

Серафимо-Дивеевский Свято-Троицкий женский монастырь - православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви.
Находится в селе Дивеево Нижегородской области. Издавна почитается верующими как четвёртый «земной Удел Пресвятой Богородицы» (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры).

монастырь

Монастыри на Руси всегда появлялись в смутные времена. Возникновение монастыря историки относят ко второй половине XVIII века. В этот период в Европе шла 7-и летняя война, в результате которой русские войска с союзниками одержали победу над Пруссией и вошли в Берлин. Но обстановка внутри Росси была очень неспокойной. Острые противоречия в высших слоях общества, дворцовые интриги, связанные с приходом к власти Екатерины II, возмущение крестьян непомерными поборами привели к восстанию под предводительством Емельяна Пугачёва.
В конце 50-х годов ХVIII века (около 1758) богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова прибыла в Киев. Родом из Рязанской губернии, она была женой богатого полковника – владимирского помещика. В возрасте около 30 лет став вдовой, решила посвятить себя Богу и приняла монашество во Флоровском монастыре в Киеве, под именем Александры.
Вскоре она начала странствия по России в поисках места для основания новой обители.
В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка. Согласно поверью, когда матушка Александра, устав от дальней дороги, прилегла отдохнуть, ей явилась Пресвятая Владычица и указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!»
Прибыв в Саров, мать Александра по совету саровских старцев поселилась в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери и распродажи своих имений она окончательно переселилась в Дивеево около 1765 г.
Средства от продажи имений препободная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею. Преподобный Серафим говорил, что саровский Успенский собор достроен на средства матушки Александры.
В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви.
В начале 1780 года состоялось освящение церкви строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.

Казанская община
Казанская каменная церковь первоначально была приходской, однако отец Серафим запрещал сестрам так её называть, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор. Преподобный Серафим так говорил о Казанской церкви:
«Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!»
По совету Саровских старцев Пахомия и Исайи и с разрешения Владимирского епархиального начальства Агафья Семёновна в 1788 году испросила у местной помещицы Ждановой пожертвовать 1300 кв. сажен своей усадебной земли расположенной поблизости от Казанской церкви. На которой матушка построила дом с надворным строением, где поселилась с четырьмя послушницами: девицей Евдокией Мартыновой, крестьянской девицей Ульяны Григорьевой и крестьянскими вдовами Анастасией Кириловной и Фёклой Кондратьевой. Общину стали называть Казанской и жили сёстры по строгому Саровскому уставу.
В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим. После смерти в 1796 году второй настоятельницы — Анастасии Кирилловны по выбору сестёр начальницей общины была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. При ней к 1826 году число сестёр в общине увеличилось до 40.
О её правлении, продолжавшимся 43 года сохранились воспоминания как о времени трудном, подвижническом, будучи суровой к себе она не допускала никакого исключения, снисхождения и малодушия к другим. Серафим Саровский говорил, что она «великая раба Божия», «бич духовный», «огненный столб от земли до неба» и «терпуг духовный».




Погода

Опрос

Как изменились Ваши доходы в 2015 году?
 

Copyright © Информационный справочный портал Дивеево-online 2012 г.
создано при помощи joomla и на благо человека
© Студия информационных разработок КоРаНаГо_Св г. Арзамас 2012 г.